Доступная среда
для получения дошкольного образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.
В целях осуществления обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в МБДОУ № 20 п.г.т. Мурмаши созданы определенные специальные условия. В целях организации беспрепятственного доступа и передвижения детей-инвалидов вход в здание детского сада оборудован пандусом и опорными поручнями. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
В соответствии с рекомендациями Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Мурманской области, территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Кольского района, требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обучение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по адаптированным образовательным программам дошкольного образования.
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность:
- учитель-логопед,
- педагог-психолог,
- учитель-дефектолог,
- инструктор по физической культуре,
- музыкальный руководитель
Специалистами психолого-педагогического консилиума обеспечено психолого–педагогическое сопровождение воспитанников.
Информация об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В группах дошкольного учреждения организованы специальные зоны для различных видов коллективной и индивидуальной деятельности детей с ОВЗ. Группа компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом оснащена необходимым современным и разнообразным игровым оборудованием, дидактическим и демонстрационным материалом по коррекции нарушений и развитию психических процессов, техническими средствами обучения.
Предметно — пространственная организация групповых помещений служит интересам и потребностям детей, а ее элементы развитию каждого ребенка. Обеспечен свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, имеются полифункциональные игрушки, неоформленный материал («заместители»), мягкие модули, используется мягкая мебель и т.д.
Разнообразное оборудование помещений в группах позволяет ребенку с ОВЗ заниматься заинтересовавшей его деятельностью, по желанию сменить ее. Объекты МБДОУ для проведения практических занятий с воспитанниками, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены средствами обучения и воспитания:
- игровым и учебным оборудованием (игры, игрушки, учебные пособия);
- спортивным оборудованием и инвентарем (детские тренажеры, мячи, гимнастические маты и др.физкультурное оборудование);
- музыкальными инструментами (металлофоны, треугольники, трещетки, колокольчики и др.);
- учебно-наглядными пособиями (тематические книги, плакаты, картинки);
- компьютерным оборудованием, (интерактивная доска, интерактивная песочница);
- аппаратно-программные и аудиовизуальные средства (цифровые образовательные ресурсы, записанные на диски, флэш-карты);
- печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с воспитанниками (книги, энциклопедии, и др.).
Игровой материал для возрастных групп подбирается с учетом поэтапного добавления игрового материала для нового типа игры и усложнения игрового материала для уже освоенного типа.
Для достижения полноты и качества использования, научных и практических знаний в образовательной деятельности дошкольного учреждения создана эффективная система информационного обеспечения. Имеющиеся в детском саду компьютеры, принтеры, интерактивные доски, являются мощными техническими средствами обучения, средствами коммуникации, необходимыми для совместной деятельности в рамках образовательной инклюзии.
Информация о библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Специального оборудованного помещения для размещения библиотечного фонда в ДОУ не предусмотрено.
.В МБДОУ в достаточном количестве присутствует научно-популярная и художественная литература для детей дошкольного возраста, в том числе, для детей с ОВЗ, которая находится в открытом доступе, в Книжных центрах групповых помещений. Цели знакомства с книгой дошкольников соотносятся с целями основной и адаптированной основной образовательных программ МБДОУ № 20 п.г.т. Мурмаши:
- формирование общей культуры личности воспитанников;
- создание условий для становления личности дошкольника;
- воспитания интереса к чтению.
Информация об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты спорта ДОУ служат для проведения физкультурно-спортивных мероприятий, тренировочных и оздоровительных занятий.
Объекты спорта, находящиеся на территории ДОУ:
1. Физкультурный зал. Для реализации двигательной деятельности детей используются оборудование и инвентарь физкультурного зала в соответствии с возрастом, ростом ребенка и потребностями ребенка. Для развития движений детей с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития используются: различные балансиры, массажные мячи, "дорожки здоровья".
2. Спортивная площадка. Площадка оснащена игровым оборудованием для различных игр, нетрадиционное выносное оборудование (мешочки, бутылки с песком, гири, метелочки, веревочки).
3. 4 прогулочные площадки, соответствующих возрастным особенностям детей, оборудованных металлическими и деревянными игровыми конструкциями для проведения организации двигательной деятельности детей. На территории детского сада для каждой группы имеется свои игровые комплексы.
Игровое оборудование соответствует возрасту и потребностям детей, в том числе с ОВЗ, и изготовлено из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека. Для физкультурных занятий на улице с детьми имеется весь необходимый инвентарь: скакалки, обручи, мячи футбольные, мячи резиновые разного диаметра, мячики массажные, кегли, кольцебросы, дуги для подлезания, гимнастическая скамейка.
Информация о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках организованной образовательной деятельности по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
В группах дошкольного учреждения создана разнообразная по содержанию развивающая предметно-пространственная среда, отвечающая требованиям ФГОС ДО и отвечает таким требованиям, как: содержательность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность.
Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Для обеспечения "равного доступа к образованию" для всех воспитанников с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, в нашем ДОУ созданы специальные условия, в т.ч. доступ в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Входные двери оборудованы домофонами. Вход в здание оснащен тактильной информационной табличкой ("вызов сотрудника по телефону"). Необходимая дополнительная помощь оказывается силами сотрудников организации. Для вызова сотрудника необходимо связаться по телефону – 8(81553) 61-359
В здании ДОУ имеется настенные тактильные таблички с шрифтом Брайля, маркировка стеклянных дверей (предупреждающий знак "Желтый круг"), на лестничных маршах внутри ДОУ обозначены контрастные ступени (нижняя и верхняя ступени выделены желтой полосой)
Информация о специальных условиях питания
Отдельного меню для воспитанников-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ № 20 п.г.т. Мурмаши не предусмотрено.
В МБДОУ может быть организовано специальное питание для детей с пищевой аллергией. В соответствии с рекомендациями врача-педиатра производится индивидуальная замена блюд. Пища для воспитанников МБДОУ готовится на пищеблоке. Контроль за качеством питания, разнообразием и витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, правильностью хранения и соблюдением сроков реализации продуктов питания осуществляет медсестра детского сада. Согласно санитарно-гигиеническим требованиям соблюдения режима питания в детском саду организовано 4-х разовое питание детей:
- Завтрак
- 2-й завтрак
- Обед
- Уплотненный полдник
При составлении меню-требования старшая медсестра руководствуется разработанным и утвержденным 10 — дневным меню, технологическими картами с рецептурами и порядком приготовления блюд с учетом времени года.
В меню представлены разнообразные блюда, исключены их повторы. В ежедневный рацион включены овощи и фрукты.
Информация о специальных условиях охраны здоровья
В учреждении строго соблюдаются правила и меры безопасности жизни и здоровья детей. Существуют определенные правила охраны жизни и здоровья детей. Систематически проводятся технические осмотры помещения, соблюдаются правила пожарной безопасности.
В МБДОУ № 20 п.г.т. Мурмаши созданы условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28. В детском саду имеется: медицинская лицензия ЛО-51-01-002375 от 20.10. 2020 г.; медицинский, процедурный кабинеты, изолятор. Для сохранения и укрепления здоровья детей в детском саду реализуются здоровьесберегающие технологии по всем разделам образовательной деятельности; используются современные методы, способствующие снижению заболеваемости; учитывается индивидуальный подход к каждому ребѐнку; соблюдается рациональный режим дня, обеспечивающий смену разнообразной организованной и самостоятельной деятельности; созданы условия для удовлетворения потребности детей в движении; реализуется система мероприятий по оздоровлению воспитанников; реализуются различные формы систематической работы с родителями (законными представителями), также формируются у детей навыков здорового образа жизни на основе гигиенического воспитания и обучения. Проводится работа по охране безопасности жизнедеятельности с воспитанниками в свободной детской деятельности, с учетом возрастных особенностей.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед МБДОУ и педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья.
Формирование здорового образа жизни начинается уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельная организованная образовательная деятельность, совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня, взаимодействие с семьями воспитанников.
Основные компоненты здорового образа жизни:
- Рациональный режим.
- Правильное питание.
- Рациональная двигательная активность
- Закаливание организма.
- Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
При проведении режимных моментов сотрудники МБДОУ придерживается следующих правил:
- Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании, прогулке и др.).
- Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
- Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.
- Формирование культурно-гигиенических навыков.
- Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
- Учёт потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Планомерное сохранение и развитие здоровья ребенка с ОВЗ осуществляется по нескольким направлениям:
- профилактическое (профилактика заболеваний, контроль за соблюдением национального календаря профилактических прививок, витаминизация и др.).
- Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок).
- Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных способностей и интересов; предоставление свободы выбора, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.)
Информация о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступ воспитанников к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не предусмотрен.
Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ нет электронных образовательных ресурсов, самостоятельный доступ к которым обеспечивается обучающимся. Использование электронных образовательных ресурсов ведётся под руководством педагогов.
Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В МБДОУ имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- стационарное и переносное мультимедийное оборудование (экраны, проекторы, ноутбуки, музыкальные центры)
- интерактивное оборудование (интерактивные доски, интерактивный модуль "Вертуальная реальность")
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях (в том числе с использованием имеющегося в ДОУ оборудования.
Информация о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие/интернат не предусмотрен(о)
Информация о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Общежитие/интернат не предусмотрен(о)